• A-
    A+
  • Людям із порушенням зору
  • Українською
  • Русский
  • հայերեն
Вірменський інформаційно-аналітичний інтернет-портал "Перший вірменський національний" розмістив статтю Посла України в Республіці Вірменія Івана Кухти під назвою: "Україна на шляху європейської інтеграції"
Опубліковано 30 липня 2013 року о 17:00

Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Республике Армения Иван Петрович Кухта специально для Первого Армянского Информационного 1in.am любезно предоставил свою статью «Украина на пути европейской интеграции», основные тезисы которой были им изложены во время семинара, организованного в Ереване 10-го июля 2013-го года Центром политических и правовых исследований «Согласие» («Concord») и Фондом Фридриха Эберта: 

История отношений Украина-ЕС

Отношения между Украиной и Европейским Союзом были начаты в декабре 1991 года, когда Министр иностранных дел Нидерландов, как представитель председательствующей в ЕС страны, в своем письме от имени Евросоюза официально признал независимость Украины.

Политика Украины по развитию отношений с Европейским Союзом внедряется на основе Закона Украины от 1 июля 2010 года «Об основах внутренней и внешней политики». Согласно статье 11 Закона одним из основополагающих принципов внешней политики Украины является «обеспечение интеграции Украины в европейское политическое, экономическое, правовое пространство с целью обретения членства в ЕС».

Вместе с этим, намерение развивать отношения Украины с ЕС на принципах интеграции было провозглашено гораздо раньше. Так, в Постановлении Верховной Рады Украины от 2 июля 1993 года «Об основных направлениях внешней политики Украины» Украина впервые заявила о евроинтеграционных устремлениях. В документе закреплялось, что «перспективной целью украинской внешней политики является членство Украины в Европейских Сообществах при условии, что это не будет вредить ее национальным интересам. С целью поддержания стабильных отношений с Европейскими Сообществами Украина подпишет Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, реализация которого станет первым этапом продвижения к ассоциированному, а впоследствии – к полному ее членству в этой организации».

В дальнейшем стратегический курс Украины на европейскую интеграцию был подтвержден и развит в Стратегии интеграции Украины в ЕС, одобренной Указом Президента Украины 11 июня 1998 года, и Программе интеграции Украины в ЕС, одобренной Указом Президента Украины от 14 сентября 2000 года. В частности, в Стратегии обретение полноправного членства в ЕС провозглашено долгосрочной стратегической целью европейской интеграции Украины.

Правовая основа отношений Украины с ЕС

Действующей правовой основой отношений между Украиной и ЕС является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) от 14 июня 1994 г. (вступило в силу 1 марта 1998 г.). Заключение СПС позволило установить регулярный двусторонний диалог между Украиной и ЕС на политическом и секторальных уровнях, внедрить упорядоченный режим торговли между обеими сторонами, определить приоритеты адаптации законодательства Украины к стандартам и нормам Европейского Сообщества в приоритетных секторах украинской экономики.

В рамках СПС определены 7 приоритетов сотрудничества между Украиной и ЕС: энергетика, торговля и инвестиции, юстиция и внутренние дела, приближение законодательства Украины к законодательству Евросоюза, охрана окружающей среды, транспортная сфера, трансграничное сотрудничество, сотрудничество в сфере науки, технологий и космоса.

На основе СПС развивается политический диалог Украина-ЕС в формах ежегодных встреч на высшем уровне: Саммит Украина-ЕС (с участием Президента Украины, Президента Европейского Совета и Президента Европейской Комиссии); заседаний Совета по вопросам сотрудничества (с участием Премьер-министра Украины, Высокого Представителя ЕС по иностранным делам и политики безопасности, министра иностранных дел председательствующей в ЕС страны); Комитета и отраслевых подкомитетов по вопросам сотрудничества Украина-ЕС; Комитета парламентского сотрудничества; встреч политического диалога на уровне министров иностранных дел; заседаний в рамках секторальных диалогов; регулярных консультаций на уровне рабочих групп. Ежегодно осуществляется обмен визитами на высоком и высшем уровнях.

С целью придания двусторонним отношениям нового импульса и для учета новых условий сотрудничества, в частности в контексте расширения ЕС в 2004 году, стороны разработали и 21 февраля 2005 года во время заседания Совета по вопросам сотрудничества одобрили План действий Украина-ЕС – двусторонний политический документ, который дал возможность существенно расширить двустороннее сотрудничество Украины с ЕС без внесения изменений в действующую договорно-правовую базу.

По своему содержанию План действий содержал перечень конкретизированных обязательств Украины в сфере укрепления демократических институтов, борьбы с коррупцией, структурных экономических реформ и мероприятий по развитию сотрудничества с ЕС в секторальных областях.

Среди ключевых достижений в развитии отношений в течение срока Плана действий: предоставление Украине статуса страны с рыночной экономикой в рамках антидемпингового законодательства ЕС, предоставление Украине права присоединяться к внешнеполитическим заявлениям и позициям ЕС, заключение Соглашения об упрощении оформления виз и Соглашения о реадмиссии лиц, распространение на Украину финансирования Европейского инвестиционного банка (Рамочное соглашение между Украиной и Европейским инвестиционным банком), углубление секторального сотрудничества, начало переговоров относительно заключения нового базового договора на замену СПС.

С учетом завершения в марте 2008 года 10-летнего срока действия СПС, 5 марта 2007 года Украина и ЕС начали переговорный процесс относительно заключения нового соглашения между Украиной и ЕС. На период до заключения нового соглашения действие СПС ежегодно продлевается по взаимному согласию сторон.

После вступления Украины во Всемирную торговую организацию 18 февраля 2008 года были начаты переговоры в части создания углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли между Украиной и ЕС, что открывает путь к либерализации движения товаров, капиталов и услуг.

9 сентября 2008 года на Парижском саммите Украина и ЕС достигли политической договоренности о заключении будущего соглашения в формате Соглашения об ассоциации, которая будет строиться на принципах политической ассоциации и экономической интеграции.

В ходе 15-го Саммита Украина-ЕС в Киеве 19 декабря 2011 стороны объявили о завершении переговоров по будущему Соглашению об ассоциации, а 30 марта 2012 текст будущего Соглашения был парафирован главами переговорных команд Украины и ЕС.

Европейская интеграция – это ключевой приоритет внешней политики Украины, который предусматривает проведение системных реформ во всех сферах жизни в соответствии с нормами и стандартами ЕС. Конечной целью европейской интеграции является обретение Украиной членства в Европейском Союзе. Основной задачей на сегодня является завершение переговоров относительно заключения Соглашения об ассоциации, неотъемлемой составляющей которой является зона свободной торговли. Отдельным важным направлением сотрудничества нашего государства с ЕС является безвизовый диалог, целью которого на нынешнем этапе является выполнение задач первого этапа Плана действий по либерализации визового режима, реализация которого позволит Украине в будущем добиться безвизового режима поездок граждан стран-членов ЕС, в т.ч. «Шенгенской зоны».

Мы убеждены, что Третий саммит стран «Восточного партнерства» в Вильнюсе (28-29 ноября 2013 г.) будет отмечен несколькими важными результатами, которые дадут толчок к будущему развитию деятельности ЕС в регионе Восточной Европы и Южного Кавказа.
Саммит должен подтвердить надежность политики «Восточного партнерства», способной преодолеть вызовы, стоящие перед европейскими соседями ЕС.

Перспективы подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС

Соглашение об ассоциации имеет историческое значение для стратегического развития Украинского государства, поскольку повлечет изменение правил игры в региональном масштабе после его подписания.
Политическое решение в отношении подписания Соглашения будет приниматься в октябре государствами-членами ЕС на основании оценки прогресса, достигнутого Украиной в выполнении критериев, которые были определены декабрьскими выводами Совета ЕС.

Выполнение этих критериев – это не дело одного дня. Над некоторыми украинское общество работает еще со времен своей независимости. В частности, речь идет о реформировании прокуратуры, судопроизводства, системы управления государственными финансами, бизнесе и инвестиционном климате.

По всем этим критериям проводится кропотливая и планомерная работа: подготовка законопроектов, диалог с европейскими институциями и общественными организациями, выполнение уже принятых законов. Эти планы отражены в решениях президента, правительства и СНБО.

Определенного прогресса украинская сторона уже достигла и это признают как в Брюсселе, так и в отдельных европейских столицах.

Критерии подписания Соглашения

В контексте избирательных критериев насущными остаются вопросы определения даты перевыборов в проблемных одномандатных округах и необходимость того, чтобы рекомендации в отношении усовершенствования законодательства о выборах народных депутатов, сделанные Венецианской комиссией/Советом Европы и ОБСЕ, были учтены.
Доработанный проект о внесении изменений в закон о выборах народных депутатов был направлен на дополнительную экспертизу в Венецианскую комиссию и ОБСЕ. В случае позитивной оценки с их стороны, законопроект будет проголосован в парламенте без промедлений.
Что же касается реформирования системы правосудия, то ключевым вопросом считается передача на экспертизу Венецианской комиссии и принятие в первом чтении закона о реформе органов прокуратуры, что должно кардинально изменить роль этой институции в системе правосудия Украины, приблизив ее к лучшим европейским демократическим стандартам. Ожидается продвижение в процессе подготовки законопроектов в отношении органов внутренних дел и Высшего совета юстиции. После получения последних положительных выводов Венецианской комиссии нужно обеспечить внесение изменений в Конституцию Украины в части реформы судопроизводства.

Отдельное внимание в контексте выполнения критериев должно быть уделено поиску политически-правовой стратегии выхода из ситуации с экс-премьером Юлией Тимошенко. Это должно быть сделано совместно с мониторинговой миссией Европейского парламента во главе с П.Коксом и А.Квасьневским.

В контексте третьего секторального критерия мы ждем одобрения Стратегии реформирования системы управления государственными финансами, усовершенствования антикоррупционного законодательства с целью приведения его в соответствие с нормами ЕС, принятия в окончательной редакции закона о внесении изменений в Конституцию Украины в отношении расширения полномочий Счетной палаты. Должен быть завершен диалог с Европейской комиссией в решении ряда торговых вопросов в отношениях между Украиной и ЕС.

Хотел бы обратить внимание, что одной из приоритетных задач Правительства Украины  в сфере экономики является создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций. В этой связи в мае с.г. соответствующим постановлением Кабинет Министров Украины активизировал деятельность Межведомственной комиссии по вопросам защиты прав инвесторов, противодействия незаконному поглощению и захвату предприятий.
Председателем указанной Комиссии назначен  Первый вице-премьер-министр Украины С.Г.Арбузов, в ее состав включены министры экономразвития, доходов и сборов, промышленной политики, юстиции, внутренних дел, председатель Фонда госимущества.

В своей работе Комиссия будет осуществлять мониторинг информации о фактах нарушения прав инвесторов, координировать действия государственных органов по этим вопросам, принимать соответствующие меры с целью оперативного урегулирования проблемных ситуаций и пр. В случае возникновения таких ситуаций инвестор или его представитель может обратиться непосредственно в указанную Комиссию.

Прогресс Украины в процессе выполнения критериев

Украинская сторона пытается обеспечить максимальную объективность оценки уровня достигнутому прогрессу в плане выполнения критериев для подписания Соглашения. Работает двухуровневый мониторинговый механизм в Киеве и Брюсселе, проводится постоянный обмен детальной информацией в отношении состояния и планов выполнения каждого критерия, обсуждение этих вопросов проходит во время политического диалога между Украиной с различными институциями, государствами-членами ЕС на разных уровнях. Последний пример такого диалога - это заседание Совета по вопросам сотрудничества Украина-ЕС, который состоялся 24 июня в Люксембурге, а также недавняя встреча Президента Украины Виктора Януковича с главами государств Вышеградской четверки в Висле.

Сегодня можно констатировать наличие определенного прогресса в выполнении Украиной критериев для подписания Соглашения. Доказательством этому можно считать решение Европейской комиссии от 15 мая передать пакет документов для подписания Соглашения на рассмотрение Совета ЕС. В случае отсутствия прогресса такое решение было бы невозможным, и уже сегодня на подписании Соглашения можно было бы поставить точку. В то же время, окончательную оценку и решение о подписании Соглашения будут принимать государства-члены ЕС в октябре на заседании Совета ЕС.

Соглашение об ассоциации с ЕС и вхождение в Таможенный Союз

Украина сознательно избрала путь к объединенной Европе, поскольку этот выбор принадлежит  народу Украины. Это закреплено в украинском законодательстве. Это отвечает национальным интересам нашего государства. Соглашение об ассоциации - это важный шаг на этом долгом пути.
В то же время, мы должны всесторонне развивать и углублять наше сотрудничество со странами Евразийского экономического сообщества. Именно такую цель преследовало недавнее подписание Меморандума между Украиной и Евразийской экономической комиссией, который открывает путь к обретению Украиной статуса наблюдателя в этом объединении. Это решение с пониманием воспринято нашими европейскими партнерами.

На Саммите Большой Восьмерки в Ирландии лидеры этих стран приветствовали евразийские интеграционные процессы при участии Российской Федерации. Это свидетельствует о том, что глобальные игроки пребывают в поиске инструментария  для выстраивания отношений с этим объединением. Украина такой механизм уже нашла, и он не противоречит ее евроинтеграционным устремлениям.

Соглашение с ЕС об упрощении визового режима
Соглашение между Украиной и ЕС об упрощении оформления виз было подписано еще в 2007 году и вступило в силу с 1 января 2008 года.

Этот шаг позволил гармонизировать процедуру выдачи Шенгенских виз гражданам Украины. Практика засвидетельствовала необходимость дальнейшего совершенствования его положений и расширения категории граждан, на которые будут распространяться упрощенные процедуры.

В результате длительных переговоров нам удалось достичь компромисса в отношении ряда принципиальных положений, которые, с нашей точки зрения, значительно упростят порядок поездок наших граждан в ЕС. Изменения в Соглашение были подписаны 23 июля 2012 года.
Во-первых, значительно расширен перечень категорий граждан, которые смогут воспользоваться упрощенными процедурами: получить многоразовую или бесплатную визу. Это – члены общественных организаций, религиозных общин, представители профессиональных объединений (например, научные работники, представители академических кругов, профсоюзов и так далее), которые принимают участие в международных форумах, участники программ международного обмена и тому подобное. Улучшается порядок получения виз для журналистов и членов их команд.

Во-вторых, исключается возможность своевольного толкования консульскими сотрудниками положений Соглашения о сроке действия многоразовых виз.

Усиленное соглашение предусматривает, что визы будут оформляться не "до одного года", "до пяти лет", а "на один год", на "пять лет" - в зависимости от категории визы. Очевидно, что многоразовая пятилетняя виза устраняет очень большое количество неудобств для тех, кто в силу тех или иных обстоятельств должны ездить часто.

Кроме того, государства-члены ЕС взяли обязательство обеспечивать возможность подачи визовых ходатайств в посольства или консульства стран-членов ЕС в Украине без посредников. Предусмотрено сокращение времени ожидания для подачи визового ходатайства и ограничение стоимости услуг компаний-посредников. Мы рассматриваем эти договоренности как еще один шаг в направлении к нашей ключевой цели - введению ЕС безвизового режима для граждан Украины.

Введение безвизового режима

Внедрение ЕС безвизового режима для граждан Украины остается безоговорочным приоритетом нашего диалога с ЕС.

С этой целью в 2010 году для Украины был разработан План действий по либерализации ЕС визового режима для граждан Украины. Реализация документа проходит в 2 этапа. На первом этапе нам необходимо привести наше законодательство в соответствие со стандартами ЕС. На втором этапе эксперты Европейской комиссии и государств-членов ЕС проверят качество имплементации этого законодательства. Результатом этого диалога должна стать отмена требований о получении виз для краткосрочных поездок граждан Украины в страны Шенгена.

Украина сейчас находится на завершающей стадии первого этапа Плана действий. Нами было принято преимущественное большинство необходимых законодательных актов, которые касаются миграции, охраны границ, безопасности проездных документов, защиты персональных данных, борьбы с коррупцией.

Эта работа была положительно оценена ЕС. Вместе с тем, для завершения законодательной фазы Плана действий Верховной Раде Украины остается принять ряд законодательных актов, что сделает возможным переход ко второй фазе. Речь идет, прежде всего, об усовершенствовании законодательства в сфере борьбы с дискриминацией, а именно - о внесении изменений в закон Украины "Об основах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине".

Этот законопроект предусматривает целый ряд новшеств, которые позволят поднять законодательство Украины в этой сфере на качественно новый европейский уровень. Проект вызвал значительный общественный резонанс из-за его положения в отношении запрета дискриминации по признакам сексуальной ориентации. Законопроект не предусматривает ни однополые браки, ни возможность усыновления детей однополыми парами, ни какие-либо аналогичные положения, которые не воспринимаются в украинском обществе. Основная цель этого проекта закона – привести антидискриминационное законодательство Украины в соответствие с Хартией ЕС об основополагающих правах и свободах, одно из положений которой – равный доступ к работе.

Ожидания от Вильнюсского саммита

Вильнюсский саммит может дать важный толчок к дальнейшему развитию «Восточного партнерства», будучи первым мероприятием подобного рода, которое ознаменуется не только подписанием деклараций, но и определенными действиями. Эти решения в целом очень важны для стран «Восточного партнерства».

Ожидания Украины символически могут быть разделены на следующие категории.

1)Достижения в сфере двусторонних отношений между ЕС и странами-партнерами.

Подписание соглашения об ассоциации Украины с ЕС и завершение переговорного процесса/парафирование подобных соглашений с Арменией, Грузией и Молдовой считаются важнейшими достижениями Саммита.

Важным моментом для относительно молодой Инициативы в сфере внешней политики является то, что главные инструменты власти, с помощью которых ЕС имеет целью имплементировать системные изменения в странах-партнерах и достичь целей «Восточного партнерства», постепенно внедряются.
Кроме того, Саммит должен отличиться важными решениями в переговорном процессе относительно безвизового режима. Этот приоритет для Украины на 2013 год состоит из перехода к этапу реализации согласно Плану действий по либерализации визового режима.

Саммит в Вильнюсе должен стать надлежащей платформой для принятия этих логических и своевременных решений. Они должны быть программой минимум для Саммита и считаться главным критерием его успешного проведения.

2)Решения, важные для подтверждения надежности «Восточного партнерства» как инициативы.

Приближение стран-партнеров к ЕС


Принцип «Восточного партнерства» «большее для большего», которому способствовали отношения ЕС со странами-кандидатами: он не только расширяет возможности для достижения прогресса в области реформирования, он также означает «чем ближе страна-партнер к ЕС, тем больше к ней требований».

Основной задачей и программой максимум Саммита в Вильнюсе должно стать внедрение стратегической политики и придание нового толчка. Подписание Соглашения об ассоциации с Украиной и завершение процесса ведения переговоров по подобным соглашениям с другими странами-партнерами станет основой для продолжения стратегической дискуссии по вопросу приближения стран-партнеров к ЕС по принципу «большее для большего».

В среднесрочной  перспективе усилия должны быть направлены на достижение сближения с ЕС в следующих сферах:

- полный доступ стран-партнеров к рынку ЕС;

- дальнейшее расширение взаимодействия в сфере юстиции и внутренних дел с постепенной адаптацией Шенгенского законодательства;

- полноценное участие в формировании совместной с ЕС транспортной и энергетической сетей.

Финансовые ресурсы

Мы рассматриваем Саммит в Вильнюсе как возможность для ЕС доказать его преданность «Восточному партнерству» в контексте финансовой поддержки.

Саммит должен подтвердить четкое политическое обязательство ЕС обеспечить «Восточное партнерство» в целом и его двусторонние отношения с партнерами в частности должной финансовой поддержкой в течение  2014-2020 гг.

В случае подписания Соглашения об ассоциации Украины с ЕС особенно важное значение будут иметь двусторонние консультации с внешнеполитическим ведомством Европейской Комиссии относительно дальнейших действий ЕС, учитывая Глубокую и всеобъемлющую зону свободной торговли между Украиной и ЕС (так называемый «трансформационный пакет»).

Расширение добавленной стоимости многостороннего измерения

С целью повышения эффективности многостороннего измерения «Восточного партнерства» постоянный обмен экспертами в рамках тематических платформ и экспертных групп в большей степени должно осуществляться на основе определенных проектов.

Пример Инициативы флагманских кораблей «Интегрированный пограничный менеджмент», в рамках которой осуществляется обмен экспертами при поддержке значительных финансовых вложений, направленных на потребности определенных инфраструктурных проектов, должен служить образцом для реализации будущих проектов в рамках «Восточного партнерства».

Проекты флагманских инициатив на следующий финансовый период должны быть обсуждены с государствами-партнерами до их утверждения на Саммите.

Фото – Посольства Украины в Армении    

Outdated Browser
Для комфортної роботи в Мережі потрібен сучасний браузер. Тут можна знайти останні версії.
Outdated Browser
Цей сайт призначений для комп'ютерів, але
ви можете вільно користуватися ним.
67.15%
людей використовує
цей браузер
Google Chrome
Доступно для
  • Windows
  • Mac OS
  • Linux
9.6%
людей використовує
цей браузер
Mozilla Firefox
Доступно для
  • Windows
  • Mac OS
  • Linux
4.5%
людей використовує
цей браузер
Microsoft Edge
Доступно для
  • Windows
  • Mac OS
3.15%
людей використовує
цей браузер
Доступно для
  • Windows
  • Mac OS
  • Linux